BUTAMUHbI4.ru

| мужские рукоделия |

Баян Киров. Самодельная решётка. Покраска корпуса (дерево, целлулоид).

17 Янв 2017, 02:31
Просмотров статьи: 970
Рубрика: Немного о разном

Баян Киров. Старый, но отличный!

Баян Киров. Старый, но отличный!

Начну делиться я моими затеями по ремонту баянов, гармоней и аккордеонов. Естественно, я не претендую на звание мастера в данном вопросе, но кое-какие моменты, думаю, могут кому-либо пригодиться.

Данная статья — первая в этой серии. Она носит скорее литературный характер, нежели практический. Но всё же..

Более 20-ти лет назад я закончил музыкальную школу по классу «Баян». Было у меня тогда 2 инструмента: «Этюд» и «Рубин-6», которые ушли с молотка практически сразу после получения диплома. Жалел я по данному поводу много раз. Особенно за Рубин. И вот накрыла меня в прошлом 2016 году тоска по баяну. Начал приглядываться к объявлениям о продаже. И, опа! Нашёл меня третий баян очень быстро. Обошёлся он мне всего лишь в 500 рублей (буханка чёрного хлеба на тот момент стоила около 20 рублей). Фотография баяна до моего марафета только одна (см. выше). Так что опишу словами, что я поимел за 500 Российских рублей.

Чёрный баян «Киров» лохматого года (на вскидку ему было лет 50) комплектовался ободранным, расхлябанным кофром с отломанными замками. На инструменте отсутствовала защитно-декоративная сетке клапанов правого полукорпуса. Кузов (он же корпус) был облезлым, поцарапанным, местами до дерева. Ремни кожаные, ученические (узкие) коричневого цвета. Растянутые, но целые и достаточно бодрые. Звук и строй у баяна был очень хорош, даже великолепен (за 500-то рублей)! Исключением была пара дребезжащих планок, о которых ниже. Первое время внутрь я не заглядывал, т.к. на тот момент для меня там был исключительно густой лес. Но позже, когда решил поменять инструмент (продать «Киров», купить «Рубин-5» или «Рубин-6») я побывал и внутри.

Первое, что меня «порадовало», это резинки от трусов в левой механике. Причём все резинки разного цвета и фасона! 🙂 Оказалось, что они возвращают один из клапанов на место после нажатия, т.к. на нём не было торсионное пружины (пружины кручения). В поисках замены пружинки моей суженой (хорошо, что не расширенной) пришла идея взять пружинку от ёлочной игрушки! Но, к сожалению, она оказалась тонковатой. В мучительных поисках я прошерстил в городе музыкальные магазины, но ничего не нашёл. Это сейчас я знаю, что можно было взять струну от пианино или гитары и накрутить самому, но тогда..

Резинки от трусов вместо пружины клапана баяна.

Резинки вместо пружины клапана баяна.

Пружина от ёлочной игрушки вместо пружины от клапана баяна.

Пружина от ёлочной игрушки вместо пружины от клапана баяна.

В итоге в одном из музмагов мне сказали, что запчастей для язычковых инструментов в магазинах не бывает и надо спрашивать у ремонтника, телефон которого они мне и дали. На моё удивление и радость, ремонтником оказался мой учитель по баяну!! Вот ведь, как бывает! Буквально за полгода до покупки этого баяна у меня был его номер, но в последствии он благополучно канул в лету вместе со старым телефоном..

Короче! Пружина у меня появилась не хуже заводской! Но чтобы поменять её, пришлось снимать кнопки с толкателями и лицевую панель кнопок. А также я вынужден был потревожить жителя моего баяна. Он же — двухвост. Ну или двухвостка..

Двухвостка баянная.

Двухвостка баянная.

Нитка между рядами толкателей.

Нитка между рядами толкателей.

При снятии толкателей я продел нитку между рядами, чтобы при сборке было проще находить места кнопок. Затем склеил расслоившуюся фанеру лицевой панели кнопок левого полукорпуса баяна «Киров».

Разобранная механика левой руки баяна.

Разобранная механика левой руки баяна.

Приклеивание расслоившейся фанеры.

Приклеивание расслоившейся фанеры.

Пока навивалась пружина клапана моим преподавателем у него дома, я у себя дома разбирал баян для покраски полукорпусов, грифа, левой крышки.

Разбираю правый полукрпус баяна для покраски.

Разбираю баян для покраски.

Баян готов к покраске.

Баян готов к покраске.

Сняв мех я порадовался состоянию лайковых проёмных клапанов обеих рук. Ни один из них я не выпрямлял и не переклеивал (не только потому что они были хороши, но и потому что на тот момент я просто не решился бы этого сделать в силу отсутствия информации по данному вопросу). Лайка на заводе была пропитана фиолетовым раствором. Я подозреваю, что это состав, который придаёт упругости коже, что в свою очередь препятствует отгибанию и скручиванию клапана. Да и подобную информацию я находил на просторах рунета. Вопрос лишь в том, что же это за раствор?!..

Полукорпуса и другие детали я ошкурил вручную нождачкой (пробовал шуруповёртом — не то) и обезжирил спиртом 96%.

Отличное состояние проёмных клапанов баяна.

Отличное состояние проёмных клапанов баяна.

Ошкуривание поверхности баяна.

Ошкуривание поверхности баяна.

Затем на балконе (который я этим летом начал утеплять и отделывать, что видно на фото) я покрасил все нужные элементы два-три раза (в зависимости от прокраса и положения красящейся детали в плане механического воздействия на неё во время игры). После чего также два-три раза нанёс бесцветный лак. Краску и лак я использовал «баллончиковые».

Хочу заметить, что лицевая панель левых кнопок была обклеена зелёным перламутровым целлулоидом, который по мне не вписывался в экстерьер баяна. Этот зелёный целлулоид видно на некоторых фотографиях выше. Краска (Эмаль универсальная «Lakko», усиленная полиуретаном) легла на целлулоид очень хорошо!

Покраска элементов корпуса баяна.

Покраска элементов корпуса баяна.

Крашенная лицевая панель кнопок левого полукорпуса баяна Киров.

Крашенная лицевая панель кнопок левого полукорпуса баяна «Киров». Панель обклеена целлулоидом.

Перед установкой лайки клапанов правой руки я распушил шилом (тогда мне ещё не пришла мысль взять зубную щётку или кисть с жёстким ворсом), для более плотного их прилегания к деке. Также я распушил лайковые прокладки резонаторов с подклейкой оторванных мест. Между прочим, лайки в своё время клеила Зоя-2 (см. фото ниже)!

Распушаем лайку на клапанах.

Распушаем лайку на клапанах.

Подклеиваем отсохшие места прокладки резонаторов из лайки.

Подклеиваем отсохшие места прокладки резонаторов из лайки.

Нитки, которые я продел между рядами толкателей очень упростили сборку кнопок.

После сборки я отрегулировал все рычаги, в которые упираются толкатели кнопок, методом подгибания таким образом, чтобы они не цеплялись и не тёрлись при нажатии кнопок друг об друга, и чтобы кнопки не были провалены вглубь.

Сборка кнопок с толкателями.

Сборка кнопок с толкателями.

Регулировка левой механики баяна.

Регулировка левой механики баяна.

До разборки были выявлены несколько нот (вроде две, уже не помню точно) с дребезжанием во время игры. Это дребезжание я устранил поворотом язычка вокруг оси стальной клёпки таким образом, чтобы язычок не задевал проём голосовой планки. Делал я это простым канцелярским ножом. Очень порадовал способ крепления кусковых планок на резонаторе: Г-образный винт и прокладка из лайки (видно на одном из фото выше). Можно легко и быстро снять нужный голос для настройки или замены.

Производитель этого баяна указан на зажиме левого басового ремня: «ММП РСФСР ГЛАВМУЗИНСТРУМЕНТ Баянная фабрика г. Киров».

Выравнивани дребезжащего язычка относительно проёма голосовой планки.

Выравнивани дребезжащего язычка относительно проёма кусковой голосовой планки.

ММП РСФСР ГЛАВМУЗИНСТРУМЕНТ Баянная фабрика г. Киров

ММП РСФСР ГЛАВМУЗИНСТРУМЕНТ Баянная фабрика г. Киров

А теперь самое интересное в этом, если можно так выразиться, ремонте баяна: сборка деревянного каркаса (рамки) для декоративной и защитной сетки баяна. Для этих целей я купил штапики разного сечения рублей на 100 (в последствии пригодились не раз) в строительном магазине и чёрную металлическую сетку для защиты радиатора автомобиля за примерно 200 рублей (было потрачено процентов 20-30 от общей площади). Нюансы сборки описывать не буду, т.к. даже если вы решитесь делать что-то подобное, то делать надо по месту и исходя из условий и наличия того или иного материала. Я же использовал деревянные штапики, мелкие саморезики, гвоздики, сетку для защиты автомобильного радиатора, клей ПВА канцелярский, клей «Жидкие гвозди» (марка не важна, брал примерно такой, которым раньше клеили пенопластовые потолочные плитки и потолочные плинтуса).

Сборка рамки для сетки правого полукорпуса баяна.

Сборка деревянной рамки для последующей установки сетки правого полукорпуса баяна.

Примерка рамки.

Примерка рамки.

Решётка-сетка баяна готова.

Решётка-сетка баяна готова.

Далее покраска рамки решётки.

Далее покраска рамки решётки.

Мельком замечу, что на наружную часть трёх клапанов я наклеил кругляши из кожзама, которые должны обеспечивать надёжность крепления клапана к металлическому рычагу, на котором он «висит» (фото ниже, кругляши отличаются от родных бежевым цветом).

Металлическая авторадиаторная сетка имеет достаточно большие ячейки, через которые видны клапана и дека. Т.к. «деревянный» цвет клапанов и деки не вписывался в чёрно-белую гамму баяна, я решил покрасить и их. Для этого сначала обклеил детали, которые не должны были краситься и покрасил деку с клапанами в чёрный цвет.

Красим деку баяна и клапана правой руки.

Красим деку баяна и клапана правой руки.

После покраски имеем вот такую картинку.

После покраски имеем вот такую картинку.

Затем, после высыхания, закрыл деку, подложив под клапана газету, и покрасил клапана в белый цвет. По уму всё это надо было сделать, когда механика была снята, но тогда я ещё не знал, какая сетка у меня будет. Кстати, деревянная рамка сетки само собой тоже была покрашена.

Красим только клапана в белый цвет.

Красим только клапана в белый цвет.

Дека с клапанами готовы.

Дека с клапанами готовы.

В левой руке я решил заменить пожелтевшую или даже посеревшую марлю на такую же автомобильную радиаторную сетку.

kirov27 kirov28

Помимо прочего я заменил металлические пукли (ножки) на резиновые и ржавые винтики на новые саморезы под крестовую отвёртку. Также я восстановил кофр (чемодан, футляр) для этого баяна: свинтил саморезами расхлябанные углы, подклеил все отсохшие и протёртые места, починил замок.

В конечном итоге я получил красивый инструмент, которому очень напрашивался  новый комплект чёрных кожаных ремней. Но т.к. инструмент готовился к продаже, то это было нецелесообразно. Баян забрали по объявлению на «авито». Причём взял человек, который хорошо знаком с моим учителем! Вот такое вот очередное совпадение. Но об этом мы узнали только в ходе сделки. Покупатель был тоже преподавателем по баяну, брал инструмент для своего нового ученика. Звуком остались довольны все!

kirov30 kirov31

Что я получил для себя? Начальные практические знания по устройству как баяна, так и гармони или аккордеона. Понял одну из причин дребезга звука, когда язычок цепляет планку (примерно также бывает, когда ослабла клёпка язычка; об этом в другой статье). Опыт по покраске баяна (в частности, дерево пульверизатором я до этого не красил никогда). Забегая вперёд скажу, что в дальнейшем таким же способом я покрасил одну гармонь целиком и ещё одну частично. Так же скажу, что другой баян вместо этого я себе так и не купил. 🙁 Точнее, баян то я покупал, но не «Рубин» и не себе. Цель была — набить укрепить практические навыки в ремонте и восстановлении баянов и гармоней.

В общем об этих и других инструментах, об их ремонте и восстановлении напишу в следующих статьях. Там всё будет куда серьёзнее, нежели в этом вводном очерке. Но надеюсь, что и этот материал кому-то да и пригодится.

ПС: Минусом данной решётки можно считать крупные ячейки, которые естественно, не будут сдерживать пыль, но ведь раньше были гармони вообще без сеток и с открытыми клапанами. Так что я считаю, что данный вариант имеет место быть в не пыльных помещениях. Ну, а плюсом является абсолютная звукопроницаемость.

ППС: Сегодня купил 5 аккордеонов за 500 рублей, 1 аккордеон за 1000 рублей, 1 гармонь за 1800. Итоговая стоимость с учётом бензина составила 3500 рублей. Теперь будет чем заняться в ближайшие дни, недели, месяцы…. 😀

Метки:



Не жадничайте! Поделитесь с друзьями. :-)

Пока комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Проверка на человекоподобность:


Яндекс.Метрика

(C) 2013-2017 BUTAMUHbI4.ru | Мужские рукоделия


При цитировании материалов с данного сайта обязательна активная ссылка на страницу с контентом.

Использование текста, изображений, видео с данного сайта возможно только для ознакомительных целей.

Условия коммерческого использования контента обговариваются с администрацией BUTAMUHbI4.ru путём запроса через форму комментариев соответствующего материала.